Обратная связь

ЗОЛОТОЕ ЗДОРОВЬЕ

Информационный портал о репродуктивном здоровье

Сравнительная характеристика основных концепций полового просвещения

В.М. Маслов
г. Москва


   Существует несколько концепций полового просвеще­ния «Целомудрие», «Гигиеническая», «Контрацепции» и «Только воздержания».

   Наиболее старой является концепция «Целомудрия», особенно распространенная среди христиан. Концеп­ция религиозная. В ее основе утверждение, что интим­ные отношения должны проводиться только для зача­тия, а все остальные формы половой активности грехов­ны. Половая жизнь возможна только в освещенном церковью браке. Концепция до сих пор распространена среди верующих.

   «Гигиенические» концепции направлены на обучение детей и подростков (особенно девочек) навыкам лич­ной гигиены и на получение ими самых простых све­дений по анатомии и физиологии репродуктивной си­стемы человека. Примером могут служить программы компаний «Проктел и Гембел» и «Джонсон и Джон­сон».

   В последние 30 лет наибольшее распространение за ру­бежом получила концепция «Обучения контрацеп­ции». Сторонники концепции считают, что подростки все равно становятся сексуально активными и остано­вить их невозможно, а поэтому предлагают обучить их контрацепции, чтобы избежать неблагоприятных по­следствий ранней половой жизни. Однако предложе­ние взрослых об использовании контрацептивов вос­принимается подростками как негласное разрешение на начало половой жизни и в итоге — число сексуаль­но активных подростков после участия в подобных программах нарастает, увеличивается количество вне­брачных подростковых беременностей и заболевае­мость ИППП. Отказ от использования программ «Обу­чения контрацепции» произошел в США на государст­венном уровне из-за их неэффективности. Конгресс США в 1996 году постановил (публичный за­кон PL 104-193, известный как «Социальная рефор­ма»):

«брак — основа процветающего общества ; брак — необходимый институт неблагополучного об­щества, в котором поддерживаются интересы детей ; поддержка ответственного отцовства и материнства — основа успешного воспитания и развития детей». Вместо программ «Обучении контрацепции» законода­тельно вводится программа «Обучение только воздер­жанию», на реализацию которой ежегодно ( в 1998-2002 годах) выделяется по 50 миллионов долларов. Деньги распределяет Бюро здоровья матери и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступившие от Федерального правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара. Деньги используются на реализа­цию программ «Обучение только воздержанию», а так­же, по усмотрению штата, на руководство, консульти­рование и обследование взрослых с целью содействия половому воздержанию, фокусируя работу на группах с высоким риском рождения детей вне брака. Интерес к программам «Обучение только воздержа­нию» особенно большой, поскольку они учитывают анатомо-физиологические возрастные особенности формирования сексуальности у подростков, особенно у девочек.

   Термин «Обучение только воздержанию» означает об­разовательную или мотивационную программу, кото­рая:
    - иметь исключительной целью раскрытие тех положи­тельных сторон жизни (социальных, психологических и связанных со здоровьем), которые могут быть реали-зованыблагодаря половому воздержанию;
    - учит половому воздержанию вне брака как ожидае­мому эталону поведения школьников разного возраста;
    - учит, что половое воздержание — единственно вер­ный способ избежать нежелательной беременности, передающихся половым путем заболеваний им других, связанных со здоровьем проблем;
    - учит, что стандартом полового поведения человека являются постоянные моногамные отношения верных друг другу людей, рассматриваемые в тесной взаимо­связи с браком;
    - учит, что половая активность вне брака, обычно име­ет отрицательные психологические и физические по­следствия;
    - учит, что рождение детей вне брака обычно имеет вредные последствия для самих детей, их родителей и общества;
    - учит молодых людей, как отвергать сексуальные предложения, а также какую роль в сексуальных при­ тязаниях играют алкоголь и наркотики;
    - учит важности достижения самостоятельности (самодостаточности) до начала половой активности (1997).

   Задачами программы «Обучение только воздержанию» являются :
1. снизить подростковую беременность, особенно сре­ди девушек 15-17 лет : не более 50 беременностей на 1000 девушек;
2. уменьшить число сексуально активных подростков: не более 15% - в возрасте 15 лет, не более 40% - в воз­расте 17 лет ;
3. уменьшить число ЗППП : гонорея — не более 100 на 100 000, хладимиоз среди женщин 25 лет — не более 5%, сифилис (первичный и вторичный) — не более 4 случаев на 100 000 ;
4. уменьшить число рождений внебрачных детей среди девушек 15-17 лет.

   Опыт реализации программ «Обучение только воздер­жанию» составляет около 30 лет и показал их более вы­сокую эффективность в сравнении с другими концеп­циями.
Насколько негативную реакцию вызвали в обществе попытки ввести в школах России программы «Поло­возрастное воспитание. Основы сексологии» и «Поло­вое воспитание школьников России», что Министерст­во образования было вынуждено специальным прика­зом приостановить их реализацию. Отрицательное от­ношение населения связано не с половым просвеще­нием подростков вообще, а с содержанием программ, которые явно не соответствуют национальным и куль­турным традициям России.
   Следует отметить, что именно концепция «Обучение только воздержанию» больше всего отвечает интересам населения России.

    Полгода назад начались трудности с мочеиспусканием. Чтобы помочиться нужно сильно тужиться, струя очень слабая и прерывистая, а по завершению остаются ощущения неполного опустошения мочевого пузыря, а в процессе порой возникают болезненные ощущения как бы внутри члена.

    Читать далее

    Здравствуйте. В прошлом году поставили диагноз "хронический цистит", а в этом я начала жить половой жизнью. Во время полового акта испытываю неприятные ощущения, боли. Скажите, может ли болезненный секс быть связан с циститом?

    Читать далее

    Меньше недели назад мочеиспускание стало сопровождаться неприятными ощущениями, становясь болезненным ближе к завершению. Боль не острая, рези нет, но после того, как мочусь ещё минут 30-40 чувствую как зудит в мочеиспускательном канале.

    Читать далее
      Задайте вопрос специалисту