Обратная связь

ЗОЛОТОЕ ЗДОРОВЬЕ

Информационный портал о репродуктивном здоровье

Вопросы полового воспитания и профилактики ИППП среди молодёжи

O.K. Лосева
Москва

   Образование по вопросам сексуального здоровья, направленное на детей и молодежь, является наиболее горячо дискутируемым направлением для людей, занимающихся планированием профилактических подходов и национальных программ по СПИДу и ИППП в настоящее время. Основные споры разгорелись по поводу того, насколько откровенным должен быть предлагаемый материал, какое количество этого материала должно предлагаться, как часто это необходимо делать и в каком возрасте следует начинать это образование. Задается вопрос : зачем вообще просвещать подростков по вопросам секса, сексуального здоровья и заболеваний, передающихся половым путем? Сексуальный дебют у большинства молодых людей происходит в подростковом возрасте. В ряде стран проводились исследования по оценке сексуального опыта молодежи, и оказалось, что в 15 лет 53% подростков в Генландии, 38% подростков в Дании (Верделин, Мисфельдт, Мелбай и Ольсен, 1992) и 69% подростков в Швеции (Клангер, Тайден и Руусуваара,1993) уже имели опыт половых контактов. К 18-19 летнему возрасту процентное содержание сексуально активной молодежи в Соединенных Штатах составило 54,1%, в Доминиканской Республике — 31% (Вестхофф, Мак Демотт и Холкомб, 1996), 66,5 5 в Новой Зеландии (Паул и др., 1995) и 51,6% в Австралии (Роден, Крауфорд, Киппакс и Френч, 1996). В России к 17 годам, по нашим данным, - 29%. По оценкам специалистов возраст первого полового акта составляет : примерно 17 лет в Англии (Уеллингс и др. 1995), 15,95 лет в Соединенных Штатах (Зельники Шах, 1983) и 16,8 лет в Швеции (Шварц, 1993). Таким образом, болыпи-ство молодых людей начали половую жизнь до достижения двадцатилетнего возраста, а по крайнемй мере половина — в возрасте моложе 16 лет. Использование контрацептивов и профилактика ИППП среди подростков, по результата отчетов, зависит от возраста начала половой жизни. Чем позднее начинается половая жизнь, тем более вероятно использование презеварти-вов (Крафт, Райе и Тржен, 1990) и контрацептивов (Фолкенберри, Винсент, Джеймс и Джонсон, 1987; Мошер и Бахрах, 1987; Зельник и Шах, 1983). Обнаружено, что образование по этим вопросам меняет поведение и оказывается более эффективным, если проводится до проведения первого полового акта( Ховард и Мак Кейб, 1990), т.е. в подростковом или предподростковом возрасте.

   Смена партнеров происходит чаще в подростковом возрасте или в двадцать с небольшим, чем в более позднем возрасте (Били,Танфер,Грейди и Клепингер,1993; Паул и др.1995). Это верно не только относительно числа случайных партнеров, но касется и тех взамоотношений, которые считаются постоянными и моногамными (Розенталь,Мур и Брумен, 1990). Хотя эти серии моногамных союзов могут быть непродолжительными, их постоянная основа, с точки зрения их молодых участников, дарует им безопасность относительно вероятности заражения ИППП (Розенталь и др.,1990). Незащищенный секс не рассматривается как рискованный, потому что партнер постоянный, а не случайный.Таким образом, незащищенный секс имеет место с множеством партнеров, но совокупный риск представляется невидимым из-за очевидной моногамности и взаимной верности каждой отдельной пары.

   Риск, налагаемый незащищенным сексом на молодежь, отражается в непропорционально высоком уровне инфицированности ИППП (Брейверман и Страсбургер, 1994; Максуелл, Бастани и Йан, 1995; Розенталь и Рейхлер, 1994) и нежелательной беременности. Высокие уровни инфицированности ИППП связаны с более ранним началом сексуальной жизни (Розенталь, Биро, Саккоп,Коухен и Стенбери, 1994) что подтверждается в наших исследованиях. Просвещение подростков по вопросам котрацепции, ВИЧ-инфекции и профилактики ИППП оказались эффективным средством в борьбе с этими непреднамеренными последствиями (Даурес, Шаи-Дюран,Маурин, Виала и Греми, 1989; Нафстед, 1992); Винсент, Клэари и Шлучтер, 1987). К сожалению, родители, хотя и желают помочь своим детям, часто не в состоянии адекватно общаться с ними на темы секса. Многие родители сами чувствуют себя не в состоянии справиться с этой задачей (Гизлер, Дэннисон и Эдлунд,1995; Пострадо и Никлсон, 1992). Более того, дети часто с большой неохотой или смущением разговаривают с родителями на эту тему (Голдман и Голдман, 1981), и по этой причине особенно часто обращаются в последнее время к более официальным источникам знаний на тему сексуального здоровья, таким как уроки в школах (Уеллинг и др.,1995).

   Таким образом, подростковый и юношеский возраст, это период, когда люди начинают жить сексуальной жизнью, в которой их партнеры меняются относительно часто; существует очевидный риск в смысле нежелательных последствий (беременность или венерическое заболевание); родители озабочены, но не готовы к вмешательству; и существуют свидетельства, что образование, представленное до начала половой жизни, наиболее эффективно в достижении целей программы. Таким образом, очевидна потребность в официальном обеспечении образования по вопросам сексуального здоровья и потенциальных последствиях ранней сексуальной жизни для молодежи.

   Официальное образование по вопросам сексуального здоровья для подростков в развитых странах имеет долгую и пеструю историю, оно испытало подъемы и спады, связанные со сменой правительства и с приливами и отливами общественного мнения(Хольмстедт, 1974; Мелланбай, Фелпс и Трип,1992; Назарио, 1992; Склейс, 1981; Сидлецки, 1979 ; Томской, 1994; Валлас и Вьенонен, 1989). Эти изменения нашли сове отражение в учебных планах школьного образования по вопросам сексуального здоровья и в публичных дискуссиях, порождаемых ими. В результате образование по вопросам сексуального здоровья — это далеко не однородное и единое понятие : оно охватывает широкий спектр учебных программ, различающихся по целям, объему и содержании. (Йоргенсен, Поттс и Кэмп, 1993; Назарио, 1992). Различие в подходах находит отражение в терменологии, используемой для обозначения того, что в самом широком смысле чаще всего называется образованием по вопросам сексуального здоровья. Например, различным программам давались такие названия как : обучение семейной жизни, сексуальное здоровье, личное развитие, уточнение ценностей, «просто скажи нет», сексуальное уважение и сексуальное здоровье человека.

   Степень достигнутых разными программами успехов различна (Кирби и др., 1994). Исследовались факторы, способствующие эффективности школьных образовательных программ по вопросам сексуального здоровья в снижении нежелательных последствий сексуальной активности подростков (Джоунс и др., 1985; Нафсед,1992; Валлас и Вьенонен, 1989). Однако попытки повышения эффективности программ неизбежно наталкиваются на философскую тревогу относительно узаконивания сексуальной активности подростков (Томсон,1994). Появление пандемии ВИЧ/СПИДа подлило масла в огонь дебатов. Обязательное условие откровенности относительно исторически запретных сексуальных действий (т.е. анальный секс, гомосексуальное поведение), затрагиваемых в процессе образовательных программ, вновь возродили страхи относительно того, как молодежь отреагирует на представляемую информацию. Так как образование по вопросам ВИЧ-инфекции и образование по вопросам сексуального здоровья не имеют абсолютно четких различий, оба подвергаются критике за одно и то же, а именно за то, что обсуждение вопросов сексуального здоровья с целями иными, чем пропаганда воздержания, является подстрекательством к преждевременному занятию сексом (Альгиер и Альгиер, 1988; Назарио, 1992; Скейлс, 1981; Томсон , 1944; Винсент и др., 1994; Уотли и Труделл, 1993). Очевидно, что подобная критика оказывала и будет продолжать оказывать значительное влияние на объем и качество образования по вопросам ВИЧ и сексуального здоровья( Скейлс, 1981; Удри, 1993; Винсент и др., 1994). Именно по этой причине важно тщательное исследование обоснованности этого разногласия. В образе Энн Грюнсайт (1997) проведен анализ эффективности 69 программ по сексуальному образованию, включая и школьные курсы. Ниже представлены выводы этого исследования. Основы программ полового воспитания:
    - образование в области сексуального здоровья и / или ВИЧ-инфекции не вызывает увеличения сексуальной активности;
    - программы хорошего качества позволяют отдалить момент начала половой жизни, защитить сексуально активную молодежь от ИППП, включая ВИЧ-инфекцию, и от беременности;
    - программы полового воспитания дают возможность научиться ответственному и безопасному поведению ;
    - образование в области сексуального здоровья лучше проводить до начала половой жизни ;
    - образование должно иметь половые различия, т.е. быть ориентированными на мальчиков и на девочек;
    - молодежь очень разнородна в своем развитии и поэтому достичь результата можно только применяя различные программы и методы.

Эффективные образовательные программы:
    - имеют строго направленные учебные планы, предусматривающие четко поставленные поведенческие цели и ясно выраженные определения рисков незащищенного секса и методов избежания этих рисков ;
    - обучают и дают возможность тренировать навыки общения и ведения диалога;
    - поощряют откровенность в разговорах о сексе ;
    - вооружают молодежь навыками анализа и критического отношения к сообщениям средств массовой информации по вопросам секса.

Сложность для тех, кто занимается планированием образовательных программ по вопросам ВИЧ/сексуального здоровья, заключается в том, чтобы применять научные данные на практике. Разработчикам программ необходимо преодолеть искушение строить программы на основе общепринятых норм и имеющихся в распоряжении эпидемиологических данных, и положиться на лучший практический опыт и анализ общих тенденций. Обосновывая необходимость образования в области ВИЧ/сексуального здоровья уроками, извлеченными из прошлых исследований, можно получить необходимые направления для формулирования программ. Опыт показывает, что написание учебного материала и учебного плана, не опирающихся на серьезную стратегическую основу, может означать, что чиновники Министерств Образования никогда не преодолеют дебаты вокруг вопросов: нужно ли преподавать основы ВИЧ/сексуального здоровья, кто должен осуществлять это преподавание и в каких классах (Министерство Образования, Барбадос, 1993; Министерство Образования и Культуры и ЮНИСЕФ, Зимбабве, 1993). Программы-предшественники и их оценки являются инструментами, при помощи которых можно точно построить свои подходы. Необходимо также учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Экспериментальная проверка учебных планов (мелкомасштабные программы с их последующей оценкой), разработка политики и макропланирование могут быть успешно и своевременно осуществлены, только если все заинтересованные лица всесторонне информированы. Для этих людей должно быть абсолютно ясно, каковы глобальные цели спланированных программ воздействия. После того, как определены четкие цели, можно сформулировать способы оценки и замеры результатов, учитывающих достижение этих целей, например, целью школьного образования по вопросам СПИДа может быть: «вовлечение всей школьной молодежи в обучение с целью приобретения знаний об уменьшении риска инфицирования». Влияние последующих программ воздействия в области ВИЧ/СПИДа может легко вписываться в эти цели.

   Влияние, оказываемое на сексуальную жизнь молодежи, не ограничивается подробной информацией о сексе. Для того, чтобы найти эффективный способ стимулировать здоровье, позитивное сексуальное поведение, жизненно важно иметь дело с различными проявлениями этого влияния. Чрезвычайно важно, чтобы политики, руководители программ и педагоги знали, что существуют свидетельства того, что более безопасная сексуальная активность среди молодежи может быть достигнута при помощи образования. Необходимо, чтобы будущие образовательные программы включали в себя основные отличительные черты, присущие успешным программам воздействия в прошлом, а также собственные процедуры оценки. Оценка программы должна опираться на убедительную модель и иметь на вооружении эффективные и соответствующие статистические методики. Вопросы пола и стадий развития учащихся представляют интерес для педагогов и исследователей как на стадии разработки программы, так и на стадии оценки развития образования в области сексуального здоровья / ВИЧ-инфекции. Отказ от обеспечения молодежи необходимой и своевременной информацией и услугами, оправдываемая боязнью потворствовать и поощрять сексуальную активность, - это неприемлемый выход из положения.

    Полгода назад начались трудности с мочеиспусканием. Чтобы помочиться нужно сильно тужиться, струя очень слабая и прерывистая, а по завершению остаются ощущения неполного опустошения мочевого пузыря, а в процессе порой возникают болезненные ощущения как бы внутри члена.

    Читать далее

    Здравствуйте. В прошлом году поставили диагноз "хронический цистит", а в этом я начала жить половой жизнью. Во время полового акта испытываю неприятные ощущения, боли. Скажите, может ли болезненный секс быть связан с циститом?

    Читать далее

    Меньше недели назад мочеиспускание стало сопровождаться неприятными ощущениями, становясь болезненным ближе к завершению. Боль не острая, рези нет, но после того, как мочусь ещё минут 30-40 чувствую как зудит в мочеиспускательном канале.

    Читать далее
      Задайте вопрос специалисту