Проблемы сексуального образования детей и подростков в рамках школьного обучения
г. Ульяновск
Долгие годы в нашей стране образование подростков в области сексуального и репродуктивного здоровья признавалась деликатной темой.
В настоящее время совершенно ясно, что многие органические, а тем более функциональные заболевания женских половых органов берут начало с периода детства или полового созревания, а нередко и с периода внутриутробного развития.
Начинающиеся у подростков сложные биологические изменения всегда складываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Однако жизненная практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу.
Дети до 12-14 лет живут главным образом впечатлениями объектов и явлений непосредственной деятельности. В отличие от этого подросток, начиная с 14 летнего возраста, строит свои суждениями умозаключения уже на основе не только непосредственных впечатлений действительности, но и при сочетании образов непосредственных впечатлений с образами памятных представлений. Следовательно, и санитарно-просветитель-скую работу необходимо производить не стихийно, а планировано.
Учитывая вышеизложенное, нами была разработана программа занятий с девочками старших классов, которая включала в себя следующие аспекты:
-
- анатомо-физиологические особенности женской и мужской половой системы;
- понятие планирования семьи. Влияние вредных привычек на организм;
- беременность у подростков. Аборт. Профилактика нежелательной беременности и ЗППП;
- просмотр тематических видеофильмов, предоставленных ульяновским филиалом РАПС.
Анализируя полученные данные , мы получили следующую картину : 65,2% девочек первую информацию по репродуктивной функции получили от мамы, 1,9% - от медицинских работников, 2,2 % - от подруги, 1,3% - к началу занятий информации такой не имели.
На вопрос — нужны ли такие занятия для ваших сверстников, после занятий все 100% девочек ответили утвердительно. Пожеланиями, замечаниями в проведении таких занятий хочется отметить во-первых благодарность за то, что такие занятия появились; во-вторых просьба увеличить объем видеоинформации; в третьих, наши респонденты говорили о начале таких занятий не 14-15 лет, а в более раннем возрасте. В течение пяти лет проведения занятий в данной школе ни одна девочка не обратилась за помощью по поводу беременности или ЗППП. Причиной обращения к нам были расстройства менструального цикла, отсутствие менструаций в 14 лет и старше. А также необходимо подчеркнуть, что в результате профосмотров число вступивших в ранние половые связи девушек данной школы резко отличаются от средне районного уровня.
Анализируя данное исследование видно, что остается актуальным вопрос о проведении подобных занятий в школах с более раннего возраста, привлечения к данной работе специально подготовленных сотрудников, в т.ч. медицинских работников, социологов, психологов, внедрение данного опыта в работу всех школ города.