Половое воспитание подростков - как элемент их социальной адаптации в современном обществе
Владикавказ, Санкт-Петербург
Природа (или Бог?) создала живой мир, населяющий нашу планету миллионы лет назад, выработав в нем свойства, способствующие выживанию, как целых видов, так и отдельных представителей. Создалась целая система приспособления к изменяющимся, порой чрезвычайно неблагоприятным, условиям внешней среды. Одним из главных механизмов сохранения жизни является воспроизводство себе подобных существ, который существенно отличается в зависимости от уровня развития каждого вида. С этой целью в них появляются особи мужского и женского вида, взаимные усилия которых дают начало новой жизни. Среди человеческой популяции эти взаимоотношения стали носить характер, далеко выходящий за рамки простого воспроизводства. Они приобрели выраженную эмоциональную, психологическую, социальную, экономическую, а нередко и политическую обусловленность. Поэтому, рассматривать сексуальные взаимоотношения полов исключительно с точки зрения сроков пробуждения и степени выраженности либидо в корне неверно. Природа одарила человека высшим разумом, которому присущи творчество и созидание, радость и разочарование, любовь и ненависть и т.д. Эти качества сопровождают человека с эпохи первобытнообщинного строя и вплоть до современности, характеризующейся высочайшим уровнем развития науки техники, культуры, усилением интенсивности взаимоотношений между людьми. Несмотря на различия культур, определяемыми историческими, национальными, экономическими, религиозными и другими факторами, у всех народов земли главное место в обществе отводится семье. Стремление женщин любой национальности и вероисповедания к материнству и воспитанию детей высоко ценились при любых общественно — экономических формациях и во все времена. В отличие от животного мира, где самки стремятся иметь потомство от сильных представителей другого пола, для человека, как существа разумного, одних физических показателей недостаточно. Если сближение животных чаще носит кратковременный характер и исключительно с целью создания потомства, которое вскоре становится на самостоятельный путь в жизни, то в человеческом обществе семья создается, как правило, до конца жизни, в течение которой им приходится совместно воспитывать не только детей, но порой и внуков. Поэтому помимо физических данных для людей, собирающихся создать семью, важны и исключительно человеческие качества, такие как ум и доброта, трудолюбие и добросовестность, талант и верность, на основе которых формируется их стремление друг к другу, проявляющееся чувствами взаимного уважения и любви. Но прежде чем сформируется взрослый организм, для которого характерна вся гамма человеческих отношений, он проходит несколько этапов развития: младенчество, детство, юношество и, наконец - зрелость, в течение которых человек изменяется не только физически. Происходит усиление его умственных способностей, прежде всего в познании окружающего мира, изменение увлечений и формирование определенных поведенческих стереотипов, имеет место более взвешенная оценка происходящих событий и т.д. Красной нитью на всем протяжении человеческой жизни проходят взаимоотношения мужчины и женщины, которые могут значительно отличаться в зависимости от социально-экономических условий, традиций и религиозных особенностей в обществе. Проблема эта выходит далеко за рамки медицины и психологии, поэтому мы рассмотрели лишь некоторые аспекты этого вопроса, непосредственно могущие влиять на распространение инфекций, передаваемых половым путем. Здесь следует выделить следующие моменты: добрачные половые связи, сексуальные отношения в семье и вне ее, коммерческий секс, а также вопросы контрацепции и профилактики ИППП. Нами проведено анонимное анкетирование 300 пациентов с ИППП, обратившихся в Северо-Осетинский республиканский КВД, а также такое же количество лиц контрольной группы, составленной из пациентов кожного и детского отделений. Подавляющее большинство из них - 197 (65,7 %) составили лица молодого возраста 18 — 30 лет, а 8,7 % - подростки. Среди пациентов с ИППП более половины (71,7 %) составляют лица с низким материальным достатком. Недостаточная обеспеченность жильем и меньший уровень образованности могут играть весомую роль в формировании повышенного риска заражения ИППП. Доля злоупотребляющих алкоголем выше в основной группе, как среди мужчин, так и женщин (42,6 % и 12,9 % против 26,9 % и 7,8 %).
Роль родительской семьи в формировании правильных поведенческих реакций в сексуальной жизни, как среди основной группы, так и в контрольной, не имела существенного значения. Прежде всего, потому, что сами родители не имели возможности овладеть ранее научно разработанными методиками сексуального воспитания детей и подростков. Большинство родителей в настоящее время не в состоянии обеспечить грамотное сексуальное воспитание собственных детей, в связи с чем, нами была опубликована брошюра «О некоторых вопросах секса и болезнях, передаваемых половым путем». В ней мы постарались корректно описать физиологические особенности формирования мужчины и женщины, нравственные, физические, психологические, юридические и другие аспекты сексуальных отношений, а также возможные последствия внебрачных половых связей. В доступной форме изложены проявления и способы профилактики основных ИППП и ВИЧ — инфекции, основы контрацепции и т.д. К группе повышенного риска отнесены лица, имевшие с начала половой жизни 11-20 и более 20-ти половых партнеров, составившие среди больных ЗППП 13,7 % (среди контрольной группы — 8,2 %). Среди пациентов мужского пола с ИППП услугами проституток пользовались 28 (21,7 %) человек, у мужчин контрольной группы — 19 (14,8 %). Женщины, больные ЗППП, оказывали сексуальные услуги за вознаграждение в 19 (11,1 %) случаях, в контрольной группе — в 6 (3,8 %). Таким образом, налицо имеет место определенная коммерциализация секса. Внебрачные половые связи у мужчин первой группы имелись в 12 (21,1 %) случаях часто, в 39 (68,4 %) — редко, а в 6 (10,5 %) случаях — отрицались вообще. Женщины этой же группы изменяли своим мужьям в 3 (5,3 %) случаях часто, в 8 (14,0 %) — редко, а в 46 (80,7 %) — не изменяли никогда. В контрольной группе 7 (11,9 %) мужей изменяли своим женам часто, 36 (61,0 %) — редко и 16 (27,1 %) не изменяли никогда. Женщины контрольной группы соответствующим образом ответили в 1 (1,5 %), 3 (4,4 %) и 64 (94,1 %) случаях.
Источником информации об ИППП у 165 (55 %) человек основной группы было телевидение, газеты и журналы у 45 (15,0 %), специальная литература у 28 (9,3 %), знакомые и друзья у 73 (24,3 %) и родители — у 19 (6,3 %). В контрольной группе у 42 (14,0 %) человек основным источником информации было телевидение, у 117 (39,0 %) — газеты и журналы, 23 (7,6 %) — пользовались специальной литературой, у 14 (4,7 5) — источником информации были родители, у 85 (28,3 %) - знакомые и друзья.
19 (6,3 %) человек из группы контроля существенной информацией об ИППП практически не располагали.
Только 47 (27,4 %) человек первой группы всегда использовали презерватив после случайной половой связи, 96 (53,9 %) — использовали часто, 21 (11,8 %) — редко, 14 (7,9 %) — не использовали никогда. В группе контроля соответственно: 38 (29,9 %), 63 (49,6 %), 19 (15,0 %) и 7 (5,5 %).
В результате исследований нами сделан вывод о том, что тестирование и лечение ИППП у детей и подростков не всегда целесообразно проводить в венерологических отделениях КВД, где контакт с взрослыми пациентами этих клиник может неблагоприятно отразиться на их дальнейших поведенческих привычках. В настоящее время в вопросах профилактики ИППП значительно повышается роль общественного образования, которое должно складываться из следующих форм:
- просвещение пациента с ИППП;
- просвещение половых партнеров больных ИППП;
- просвещение общей популяции населения данного региона;
- просвещение отдельных групп населения;
- половое воспитание детей и подростков.
Необходима организация подростковых и молодежных центров. В этих центрах подростки должны иметь возможность получить не только медицинскую, но и психологическую помощь, причем, не только при обращении, но и заочно по «телефону доверия». Там же необходимо организовать просвещение подростков в вопросах особенностей анатомии и физиологии полов, их сексуальных взаимоотношений, беременности и контрацепции, ИППП и методах их профилактики. Таким образом, формирование физически и нравственно здоровой личности, воспитанной на почитании семейных традиций, ответственном отношении к сексуальным связям и их последствиям, будет способствовать ее адаптации в обществе, максимальному развитию профессиональных и других интеллектуальных способностей.