Усовершенствование полового воспитанияобучения и просвещения в снижении распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфицирования
Донецк
Социальные и медицинские исследования выявляют выраженную тенденцию в сторону сексуальной активности людей (особенно молодежной среды) во всем мире. Анализ сексуального поведения подростков в Украине показывает начало половой жизни юношей и девушек до 15 лет в 16,9%, а анализ сексуального поведения заболевших венерическими заболеваниями подтверждает, что в основе распространения этих болезней лежит раннее начало половой жизни. Умелое воздействие педагогического коллектива в тесном сотрудничестве с родителями и молодыми людьми — важный и необходимый элемент системы полового воспитания. Предложены основные этапы полового воспитания подростков с учетом темпов акселерации.
В настоящее время насчитывается более 20 возбудителей болезней, передающихся половым путем, среди них бактерии, вирусы, простейшие, грибы, членистоногие паразиты и т.п.
За последние 10-15 лет наблюдается изменение спектра, патоморфоза и патогенеза венерических болезней. Появились новые возбудители (вирус иммунодефицита человека — ВИЧ), некоторые ранее известные стали передаваться преимущественно половым путем (вирус простого герпеса, вирус папилломы человека, гард-нереллы, дрожжи, условнопатогенные анаэробы и пр.). Наблюдается повторный рост ряда возбудителей, которые в предыдущие годы удалось значительно снизить (сифилис, трихомоноз, остроконечные кондиломы). Изменились группы населения, где данные болезни имеют преимущественное распространение в сторону расширения возрастного и социального состава, особенно в группах риска (проститутки, наркоманы, беженцы и т.д.).
Стала иной этиология наиболее часто встречающихся синдромов при венерических болезнях (например, уретриты и эндоцервициты теперь значительно чаще вызываются хламидиями и микоплазмами, а не гонокок-ками, как в 70-е годы).
Значительно расширился спектр осложнений при инфекциях, передаваемых половым путем (бесплодие, невынашивание беременности, болезни плода и новорожденного, реактивные артриты и др.). Появились новые, разнообразные механизмы устойчи-вости возбудителей бактериальной и вирусной природы к наиболее применяемым антибиотикам и химиопрепаратам. Методы лечения, еще недавно считавшиеся эффективными, быстро устаревают. Выход ВИЧ-инфекции (СПИДа — как ее основного проявления) на авансцену в 80-х годах и её быстрое распространение заставили мир содрогнуться и пересмотреть многие взгляды на заболевания, передающиеся половым путем, и половое поведение человека (Мавров И.И., 1996; Бабюк И.А., 2000). С одной стороны, усилилось внимание общества к трансмиссивно-сексуальным болезням, а с другой — огромные ассигнования на борьбу со СПИДом частично отвлекли ресурсы от венерологической службы в целом. Хотя ядром этой эпидемии по- прежнему считается высокая заболеваемость среди инъекционных наркоманов и гомосексуалистов, в последние годы половой гетеросексуальный тип передачи ВИЧ-инфекции вышел на первое место, как в мире, так и в Украине. Остается актуальным изучение возбудителей венерический заболеваний, особенностей патогенетических процессов, разработка новых методов диагностики, лечения, а также более совершенной и цивилизованной программы предупреждения венерических болезней и их осложнений, так как они серьезно влияют на здоровье людей, рождаемость населения, заболевания беременных, плода, новорожденных, детскую смертность [1-3].
Нельзя не учитывать и субъективные факторы (воля и поведение людей) в распространении этих болезней - низкий моральный уровень, агрессивность пациентов, превратное понимание вопросов демократизации общества, свободы личности отдельными индивидуумами, особенно молодежью и подростками. Социальные и медицинские исследования с середины 70-х годов выявляют выраженную тенденцию в сторону сексуальной активности людей (особенно молодежной среды) во всём мире. Анализ сексуального поведения подростков в Украине показывает начало половой жизни юношей и девушек до 15.кт1 в 16,9%, а анализ сексуального поведения заболевших венерическими заболеваниями подтверждает, что в основе распространения этих болезней лежит раннее начало половой жизни. Особая роль при этом отводится явлению акселерации - более раннему созреванию и более раннему началу сексуальной жизни у лиц обоего пола, нарастанию интенсивности половой жизни, а также увеличению неустойчивых сексуальных связей. При этом преобладающее большинство подростков относится положительно к раннему началу сексуальной жизни и не усматривает никаких элементов безнравственности. Нередко подростки вступают в половые связи после непродолжительного знакомства 1-7 дней со знакомыми или малознакомый сексуальными партнерами, иногда старше себя на 5 и более лет довольно часто меняя их. И.И. Мавров и др. (1999) указывают на увеличение числа подростков, занимающихся проституцией. Акселерация молодёжи приводит к тому, что к 14-16 годам возрастает сексуальное влечение, и у части подростков это оказывает доминирующее влияние на их поведение.
Исследование заболеваемости ЗППП у несовершеннолетних, проведённые Д.И.Мавровой летних, проведенные Д.И. Мавровой и соавт. (2001), Л.Д. Калюжной и соавт. (2002), Н.В. Лузан (1998) и др., дали возможность обозначить ряд тенденций, нуждающихся в дальнейшем углубленном изучении. Резкое снижение национального дохода на душу населения, застой ряда отраслей экономики, рост безработицы привели к резкому снижению уровня жизни части населения, падению моральных норм, росту проституции, ухудшению морального и физического состояния молодежи, связанных с недоеданием, наркоманией, увеличению потребления алкоголя, курением и промискуитетом. Эти негативные факторы часто сопровождаются насилием и ростом детской проституции. Социальные изменения оказывают значительные изменения на здоровье детей и подростков в отношении роста ЗППП (которые также называют «болезни поведения»). Возбудители этих инфекций начинают широко диссеминировать в человеческой популяции, особенно в подростковых группах риска (наркоманы, проститутки, безнадзорные и др.). Безусловно, дерматовенерологическая и социальная службы требуют определенной перестройки в отношении методов профилактики и лечения ЗППП у несовершеннолетних, так как нередко несовершеннолетние пациенты предпочитают избегать услуг государственных медицинских учреждений и обращаются к частнопрактикующим врачам, часто другого профиля и не имеющим лицензии, либо не обращаются за лечением вообще, учитывая свободную продажу лекарственных препаратов для лечения венерических болезней и аптечной сети.
На данном этапе можно говорить о необходимости создания специализированных служб по охране репродуктивного здоровья, которые были бы представлены лечебно-профилактическими учреждениями (например, центры сексологического исследования и полового просвещения) с наличием в них обязательных структур для проведения первичной профилактики ЗППП и различных отклонений в сексуальном поведе-нии, организацией полового воспитания, обучения и просвещения всех слоев населения. Вновь организованные лечебно-профилактические учреждения должны не подменять уже функционирующие учреждения (кожно-венерологические диспансеры, женские консультации, центры планирования семьи и др.). а являться дополнительными специализированными медицинскими учреждениями по охране сексуального здоровья подростков, женщин и мужчин за счет перераспределения потоков больных и возложения на эти уч-реждения четко регламентирующих функций. Особое значение в борьбе с венерическими болезнями приобретают половое воспитание, обучение и просве-щение населения.
В целом, половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задачи полового воспитания — использование половой принадлежности как фактора личностного развития подрастающего поколения, формирование чёткой полоролевой идентификации и нравственных межполовых отношений, укрепление брака и семьи. Половое воспитание не может рассматриваться обособление от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду, общественной деятельности, но и к личной жизни. Это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта.
Важно помнить, что сексуальность — нормальное качество здорового человека, реализация его сексуальных возможности не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных фирмах, а половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу. В сексуальных взаимоотношениях есть угроза заражения венерическими болезнями, СПИДом, нежелательной беременности.. Но в подаче информации об этом важно учитывать, что молодых людей больше интересуют положительные аспекты сексуальности: чувство любви, как показать другому человеку, что он тебе нравится, как познакомиться и т.д. Если этот аспект игнорировать, то, в конце концов, будут потеряны интерес, доверие и правдивость.
Система представлений о возможном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно и индивидуально. Искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы. При этом будь то воспитание, обучение, представление информации или консультирование, очень важно относиться к молодым людям серьезно и с уважением. Это значит, что надо не просто говорить молодежи, что делать и как себя вести. Должен возникнуть доверительный диалог. Тогда процесс воспитания и обучения будет гораздо более эффективен. В половом развитии подростков имеется существенная проблема акселерации, когда имеется большой разрыв во времени между половым и гражданским созреванием и еще больший — между половой зрелостью и экономической самостоятельностью человека (Кришталь В.В. и др., 1998). Девочки в половом отношении созревают к 14-15 годам, большинство мальчиков — к 16-17 годам. Однако половая зрелость в этом возрасте находится в дисгармонии с физическим и психическим развитием. Разрыв этот составляет 5 и более лет. Одна из задач полового воспитания — сформировать у юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии, воспитывать волевые качества, умение руководить своими чувствами, где важную роль должны играть самосознание и самосозидание развивающейся личности. Половое воспитание целесообразно включать как предмет в школьную программу средней школы. Лучше, если оно начинается и формирует черты личности в этом возрасте, когда большинство учеников еще. не являются сексуально активными. Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи и т.п. На современном этапе можно сформулировать следующие задачи полового воспитания: X привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, способности принимать осознанные решения в сфере межличностных отношений;
X формирование у подростков ответственного отношения к своему телу и позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному родительству; X привитие учащимся идеи наиболее гармоничного союза семьи, дискредитации ранних добрачных половых связей;
X обеспечение молодых людей грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, как этапа взросления. Вместе с этим важно не подменять воспитание и обучение, которые имеют гораздо более глубокий смысл и задачу, только информацией. Организованные формы полового воспитания:
1) фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках ряда дисциплин (биологии, литературы, обществоведения, истории) без нарушения общей логики, структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
2) факультативные занятия;
3) тематические семинары для родителей;
4) консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья, в том числе и репродуктивного. Информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность.
Умелое воздействие педагогического коллектива в тесном сотрудничестве с родителями и молодыми людьми — важный и необходимый элемент системы полового воспитания. Также в этой сфере деятельность школы должна осуществляться в связи с работой специальных центров, имеющих характер учреждений консультативной и специальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности или венерического заболевания). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.
Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения, т.к. первое и второе основаны на информации, получаемой молодыми людьми. Если эта информация остается лишь на уровне знакомого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентации и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому четко разделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части жизнь в её непрерывном течении. В контроле над ситуацией с венерическими заболеваниями (особенно СПИДом) самым важным является их профилактика, которая органично входит в более широкую программу полового воспитания подростков, полового обучения и просвещения взрослого населения. Причем эта работа должна проводиться активно не только с пациентами кожно-венерологических диспансеров и женских консультаций, а, прежде всего, со здоровыми людьми.
Помимо школ, половое просвещение может и должно быть организовано в молодежных центрах здоровья, клубах и др. При этом большие надежды возлагаются на центры сексологических исследований и полового просвещения, центры планирования семьи, которые вместе с существующими социальными и дермато-венерологическими службами, государственными и общественными организациями могут предоставлять всем слоям населения грамотную и доступную для понимания информацию по профилактике венерических заболеваний и абортов, разъяснять важность сексуального поведения с низким риском инфицирования, содействовать более широкому использованию индивидуальных форм защиты от венерических болезней и нежелательной беременности, включая бесплатное их предоставление социально незащищенным группам, участвовать в подготовке и обеспечении специалистов и населения методической литературой, предоставлять психологическую и консультативную помощь, формировать ответственность у молодежи к своему здоровью и окружающих.
Венерологические аспекты должны освещать: X пути распространения венерических заболеваний, их проявление и серьезные последствия; X меры личной и общественной профилактики; X особое значение своевременного обращения заболевшего к врачу, четкое выполнение рекомендаций, недопустимость и вред самолечения; X организацию борьбы с венерическими болезнями в Украине, достижения и развития форм работы медицинских и социальных служб в борьбе с ЗППП. Следует отметить, что без конкретной развернутой программы слаженной работы медицинских и социальных служб, государственных и общественных организаций немыслима успешная работа по борьбе с венерическими болезнями. Масштабность работы, которую необходимо проводить, диктует необходимость пересмотра и перестройки сложившейся системы межведомственных отношений и правовых методов указанных структур, вытекающих из необходимости построения демократического государства. Она может быть эффективна только при условии учета всей сложности взаимосвязанных между собой эпидемиологических, микро- биологических, географических, экономических и социальных факторов, способствующих распространению болезней, передающихся половым путем, и проведения комплекса научных, методических и административно-социальных мер, направленных на улучшение своевременной специализированной медицинской помощи жителям Украины, а также предоставления полной информации широким слоям населения об опасности этих заболеваний, возможных осложнениях для их здоровья и потомства, путях передачи, мерах профилактики, индивидуальной ответственности за свое здоровье и окружающих, утверждении здоровой человеческой морали.
Самое серьезное внимание следует уделять подготовке кадров на всех уровнях общеобразовательных, социальных и медицинских служб. Помимо высокого профессионализма, их задачей является внесение максимально посильного вклада в формирование у граждан (особенно молодежи) нашего общества чувства ответственности перед поколением XXI века. Уделить основное внимание реализации программы полового воспитания, обучения и просвещения, привить основы здорового образа жизни, зрелого самосознания и самосозидания у молодых людей — стратегическое направление в борьбе с венерическими болезнями и их осложнениями.