Парафилии — серьезная проблема сексуального здоровья современного общества
И.В. Иванюк, В.И. Былим ( Ставрополь, Кисловодск)
О сексуальном здоровье общества в 21 веке нельзя говорить, без затрагивания такой важной проблемы, как парафилии.
С приходом в Россию т.н. «сексуальной революции» понятие нормы сексуального поведения стало призрачным и трактуемым многими специалистами по критериям «личной убежденности». Семья в психосексуальном становлении ребенка утратила свою главенствующую роль. В связи с этим настоящее поколение молодых людей в большом проценте случаев не имеет четких морально-этических представлений о взаимоотношении полов и культуре сексуального поведения. Современная трактовка парафилии была дана в 1980 году в DSM III, где парафилии были определены как — необычные или причудливые образы или действия, которые могут быть настойчиво и непроизвольно повторяемыми и обычно включают в качестве наиболее предпочтительного для сексуального удовлетворения нечеловеческий объект, повторяющуюся активность с людьми, подразумевающую реальное или изображаемое страдание или унижение, или повторяющиеся сексуальные действия с партнерами без их согласия. Чтобы иметь представление о формировании парафильного поведения, необходимо владеть хотя бы «рабочей» моделью нормального сексуального поведения (А.А. Ткаченко 1999г.) - это поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнера. Исходя из этого определения, выделяются основные оси по которым происходит нарушение нормального сексуального поведения:
• половозрастное статистическое соответствие проявлений сексуальности;
• характер взаимодействия субъекта сексуального влечения и его объекта;
• характер внутреннего переживания сексуальных побуждений их субъектом.
Нормативное сексуальное поведение взрослого человека, также как и девиации этого поведения закладываются, начиная с глубокого детства. Как известно психосексуальное развитие индивида проходит три этапа: становление полового самосознания (аутоидентификация), выработка полоролевого поведения и формирование психосексуальных ориентации. Сбой на одном из этапов непременно ведет к искажению гармоничного психосексуального развития подростка и формированию парафилии во взрослом возрасте. Нарушения, возникшие на этапе полового самосознания проявляются в последующем различными вариантами транссексуализма. Транссексуализм - стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное (соответствующее генетическому полу) формирование гонад, урогенитального тракта и вторичных половых признаков (Васильченко Г.С., Агарков СТ.). Распространенность транссексуализма среди мужчин, по данным различных авторов, варьирует от 1:37000 до 1:100 000 населения, причем соотношение между мужчинами и женщинами колеблется от 2:1 до 8:1. средний возраст обращения к врачам у мужчин 23-24 года, у женщин — 25 лет. Нарушения стереотипа полоролевого поведения возникает во время формирования полоролевого поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании, у подростков в возрасте, по средне статистическим данным, от 7 до 13 лет. Одним из этиологических факторов трансформации полоролевого поведения, так же как и при транссексуализме, выступает нарушение половой дифференцировки структур мозга в пренатальном онтогенезе. Однако эти нарушения менее грубы, искажений полового самосознания не дают и обычно служат только фоном для основного патогенного фактора — влияния микросоциальной среды на этапе формирования полоролевого поведения. Полоролевая трансформация может выявиться не только при воспитании в «другом поле», но и при нарушении половых ролей в семье (чрезмерно властная мать, играющая роль лидера, и подчиняемый отец) или в неполных семьях, (каковых по современным данным 45,4%), когда мать воспитывает сына «по своему образу и подобию». У девочек изоляция от матери, недостаточная материнская любовь, отсутствие ласки в детстве приводят в последующем к несвойственным в норме женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта. В период формирования полового влечения у этих подростков обоих полов существует большая опасность возникновения гомосексуального влечения. В подобных случаях к трансформированному поведению часто присоединяется стремление к переодеванию и ношению одежды противоположного пола — трансвестизм.
Кроме трансформации полоролевого поведения, существует вторая форма его нарушения — гиперролевое поведение, которое характеризуется чрезмерной акцентуацией некоторых особенностей половой роли. В
становлении гиперролевого поведения подростка, вновь большое значение имеют прививаемые нормы микросоциальной среды, в первую очередь повсеместно распространенные высокие требования к маскулинному поведению, оцениваемому значительно выше, чем женское. Некоторым народам, вследствие особенностей их социально-культурного развития свойственны еще более жесткие требования к подчиненному полоролевому поведению женщин. Формированию гиперролевого поведения способствуют и психические особенности личности. Гипермаскулинному поведению более созвучны гипертимные, неустойчивые и в какой-то степени истероидные акцентуации и психопатии, а гиперфемининному — инфантильно-зависимые, астеноневротические, психастенические, сенситивные и, наконец, те же истероидные. Становление садизма у мужчин и мазохизма у женщин, начинается на ранних этапах онтогенеза. Отсутствие при этом тактильного и эмоционального контакта с матерью или другим ухаживающим за ребенком лицом, к которому в норме должна возникать первая привязанность, приводит к развитию у детей агрессивного поведения. В подобных случаях элементы садизма, возникающие в раннем детстве, обычно выходят за рамки нормального поведения, и на их основе формируются сексуальные парафилии. Сходны с этим и механизмы формирования патологических мазохистических перверстных тенденций и установок, но в их изначальной основе лежит не отсутствие контакта с матерью, а наоборот гиперопека, заласканость и т.д.
На этапе становления психосексуальных ориентации (13-18 лет), при дисгармоничном его протекании, и условии нарушения на одном (или обоих) предшествующих этапах происходит кристаллизация парафилии. Парафилию можно считать истинной, только тогда, когда искаженное половое влечение вытесняет и замещает нормальную половую жизнь. Истинные парафилии служат проявлением второй фазы формирования патологического влечения (научения и закрепления установки). Проявлением первой фазы (выработки установки) считаются перверсные (парафилические) тенденции — деформирующие либидо установки, проявляющиеся в мечтах и фантазиях, но по тем или иным причинам не реализуемые. Кроме того, по мнению Г.С. Васильченко, целесообразно выделять перверсные элементы — легкие девиации полового влечения, свойственные нормальной сексуальности, играющие роль дополнительных, второстепенных аксессуаров и не являющиеся патологией.
Существует немалое число классификаций парафилии, но наиболее приемлемая из них и адаптированная в сексологической практике нашей страны следующая: нарушения психосексуальных ориентации по:
1. объекту влечения — нарциссизм (аутоэротизм), эксгибиционизм, скопофилия (визионизм. В последнее время популярна такая разновидность скопофилии как плюрализм — половые акты трех и более человек на глазах друг у друга; и сверхценное увлечение порнографией), фетишизм, зоофилия, некрофилия.
2. по возрасту объекта — педофилия, эфебофилия, геронтофилия.
3. по полу объекта — гомосексуализм (у мужчин уранизм, у женщин — лесбианство.
На ряду с этим, все парафилии, как известно, имеют две основные формы: эгодистоническую, при которой патологическое сексуальное влечение чуждо личности, резко контрастно всей системе ценностей индивида; и эгосистоническую — когда влечение оказывается «спаянным» с личностью, без осознания противоречия влечения социальным стандартам. Люди и с тем и с другим видом парафильного влечения попадают в поле зрения врачей разных специальностей. Чаще, на приеме сексолога, психиатра оказываются люди с эгодистоническим типом влечения, испытывающие психологический дискомфорт от направленности своего влечения и желающие «жить как все». Переживая свое несоответствие принятым в обществе стандартам сексуальности, и вызванные этим проблемы в межличностных контактах, у них часто развиваются тяжелые депрессивные реакции с суицидальными тенденциями, неврозы в том числе соматизирующиеся, о чем всегда стоит помнить терапевтам. Не всегда такой пациент раскрывает перед терапевтом истинную причину своего состояния, а часто и сам не предполагает, что переживание проблемы парафильного влечения является отправной точкой развившегося у него пограничного психического расстройства. Зачастую урологи, решая, например, проблему эректильной дисфункции связывают ее лишь с органической патологией, не беря в расчет возможно имеющееся парафильное влечение, которое не дает возможности для возникновения возбуждения на стандартный гетеросексуальный объект. Парафилики с эгосинтоническим типом влечения естественно за медицинской помощью, ни при каких условиях не обращаются. Как правило, они оказываются замеченными лишь после совершения ими противоправных действий сексуального характера. Для правильной оценки сексуальных девиаций у таких личностей, во всех случаях должна проводится сексолого-психиатрическая экспертиза, направленная не только на решение вопросов уголовной ответственности правонарушителя, но и разрабатывающая тактику его лечения после осуждения, для предотвращения рецидивов сексуального насилия.
Наиболее актуальными методами терапии парафилий на сегодняшний день являются следующие:
• гормонотерапия с использованием антиандрогенов, либо использование негормональных препаратов, оказывающих специфическое отрицательное влияние на половое влечение у мужчин, сравнимое с эффектом гиперпролактинемии.
• купирование коморбидных с парафилиями расстройств (если таковые имеются), в частности аффективных, а также ориентирующихся на психопатологическую форму проявления самих расстройств влечения.
• психотерапевтические методы, которые разделяются на поведенческие и глубинно психологические. Особое значение приобретает оценка эффективности терапии. Необходимы обязательные контрольные пробы тестостерона при антиандрогенной терапии, психофизиологическое обследование (психологическая оценка актуальности девиантных переживаний и прогноза последующего поведения).
Медицинский аспект профилактики нарушений психосексуального развития включает следующие положения.
1. предупреждение нарушений пренатального периода
(профилактика стрессовых состояний у беременных, контроль за приемом ими лекарственных средств, с исключением по возможности производных раувольфии, гормональных препаратов и т.д.).
2. ранняя диагностика и своевременное лечение психических расстройств, способствующих нарушениям коммуникации и психосексуального развития.
3. выявление и медико-педагогическая коррекция искажений психосексуального развития на его ранних этапах.
Нельзя опираться только на медицинский аспект профилактики, исключая большую значимость педагогических мероприятий:
1. правильное полоролевое воспитание, которое должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями, а не на проповедь «асексуальности» (одергивание, запугивание и наказание детей при первых же намеках на «сексуальные проявления). Бесполое воспитание школьников проявляется в том, что нередко девочки и мальчики на равных моют полы и поливают цветы, учатся шить, вязать, мастерить и т.д.
2. научение общению со сверстниками (в том числе и гетеросексуальному) целесообразно проводить в виде своеобразных тренингов по коммуникации, имеющих определенную возрастную направленность. С каждым годом обучение должно усложняться, охватывать все новые аспекты взаимоотношений между людьми и прививать чувство любви и уважения к представителям противоположного пола.
3. предупреждение растления и совращения детей и подростков (очень важно исключить доступ к порнографическим изданиям).
Критерием сексуального оздоровления общества является активная работа психологов в дошкольных учреждениях и школах, направленная на формирование здорового стереотипа полоролевого поведения подростков.