Информированность молодежи относительно основ репродуктивного здоровья
Коренева Е.М.
Институт проблем эндокринной патологии АМН Украины им. В.Я.Данилевского, Харьков
Проблемы депопуляции стали в последнее время столь актуальными, что в настоящее время требуют безотлагательного решения и всемерного внимания со стороны как медицинских так и просветительских организаций. Возможно, отсутствие должного полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни стало одной из причин резкого ухудшения репродуктивного здоровья. Половое воспитание как процесс гендерной социализации, помогающий ребенку стать мужчиной или женщиной, существовало всегда. Однако, в настоящее время требуются новые формы такой социализации, менее спонтанные, более организованные и упорядоченные. Одной из таких форм и становится половое просвещение, предоставление новой научной информации и знаний, необходимых для подготовки подростка к сексуальной жизни и осуществлению репродуктивной функции в изменившихся социальных условиях в ходе проведения циклов лекций, презентаций, проводимых специалистами в области репродукции. Проблема проведения полового просвещения молодежи, столь актуальная в наше время, особо важна среди детей-сирот и неполных семей. Так как, столь щепетильные вопросы часто поднимаются дома, в семейном кругу, и в такой ситуации возникает вопрос: если не родители, то кто же даст на них ответ? Но даже при полной семье и хороших внутрисемейных отношениях большинство родителей не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занимались специалисты. Если в школьном курсе не ставятся задачи полового просвещения, то эти задачи должен решать кто-то другой. Если подростки не получают такой подготовки, не находят в нужное время ответов на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье. Учитывая то, что обострение проблем репродуктивного здоровья во многом связано с особенностями поведения современной молодежи, очень важным является осознание взаимосвязи между объемом и достоверностью знаний подростков, уровнем их информированности по вопросам пола, поведенческими паттернами и дальнейшим репродуктивным здоровьем.
Основной задачей циклов лекций является повышение информированности молодежи в вопросах биологических, медицинских и психологических основ репродуктивного здоровья, формирование у молодых людей ответственного отношения к своему организму, половой жизни.
В цикле лекций "Основы репродуктивного здоровья", носящий название (Я взрослею), предлагаются следующие темы занятий:
1) Анатомия и физиология женского и мужского организма. Психологические особенности полов. Особенности психологии и физиологии лиц подросткового (молодого) возраста;
2) Менструальный цикл или почему идут месячные (и зачем)?
3) Сперматозоид - сложный путь, до главной миссии;
4) Беременность. Ответственность перед потомками;
5) Заболевания, передающиеся половым путем. Твой друг - презерватив;
6) ВИЧ и СПИД. Есть ли выход?
7) Планирование семьи. Сколько и когда заводить детей?
8) Роль секса в семье и любви;
9) Здоровый образ жизни - твой путь (альтернативы нет!)
Проведение подобных факультативных курсов в рамках системы полового просвещения, поможет подросткам найти ответы на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали, и, которые задать молодому человеку иногда некому. Для их обсуждения часто необходим обезличенный контакт, с человеком, который не поведает о страхах или неуверенности, неопытности молодого человека товарищам и референтной группе педагогов и воспитателей.