Преподавание детской сексологии в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования
Санкт-Петербург
В настоящее время не вызывает сомнения факт, что предпосылки сексуальных расстройств имеются уже в детском возрасте, поэтому получение систематизированной информации по вопросам детской сексологии важно для решения фундаментальных проблем сексопатологии.
На кафедре сексологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования разработаны учебный план и программа нового цикла тематического усовершенствования «Вопросы детской сексологии» продолжительностью 1 месяц (144 часа). Количество практических занятий в учебном плане вдвое превышает число лекций. Подобное распределение учебных часов позволяет дать слушателям конкретные практические навыки, закрепив их очными и заочными клиническими разборами. При составлении программы учитывался опыт проведения на кафедре цикла «возрастная сексология», в котором впервые был выделен самостоятельный раздел по детской сексологии. Особое внимание в программе уделено психопрофилактическим аспектам нарушения формирования пола.
Слушатели, окончившие цикл, должны уметь анализировать психосексуальное развитие детей и подростков, оказывать помощь при кризисных состояних в полоро-левом поведении, владеть основными методами психотерапии.
Для изучения мнения слушателей о преподавании детской сексологии мы провели в апреле 1998г. Анонимный опрос 74 специалистов, окончивших данный цикл. С помощью специально разработанной анкеты было предложено оценить по пятибалльной системе лекции и практические занятия, а также высказать свои замечания и пожелания по организации учебного процесса.
Установлено, что абсолютное большинство лекций и практических занятий оценено положительно: 5 баллов -72,4%; 4 балла — 18,8%; 3 балла — 5,2%. В обосновании оценок отмечены логичное и последовательное изложение материала, многосторонний подход (67,7% опрошенных).
Анализ замечаний показал, что 21,3% респондентов считают недостаточным количество учебно-методической литературы. С учетом этого преподавателями кафедры изданы в 1998 г. 3 учебных пособия и руководство для врачей «краткая сексология». 35,7% слушателей высказали пожелание увеличения продолжительности цикла и хотели бы продолжать обучение по данной тематике.
Из числа опрошенных 89,9% убеждены в необходимости выделения в номенклатуре врачебных должностей специальности детского сексолога. В заключение следует отметить, что начало последипломной подготовке по детской сексологии в Санкт-Петербурге медицинской академии последипломного образования положено. Задача кафедры — продолжать работу в данном направлении. Это может служить существенным фактором в сохранении сексуального здоровья населения.