Современные проблемы гуманизации полового образования в высшей школе
Сочи
Полноценное психосексуальное развитие является неотъемлемым элементом гармонично развитого человека. Переломные достижения XX века в гуманитарных и естественных науках положили начало формированию целостной системы полового образования. Однако по сей день общество является заложником объектно-ориентированного направления в педагогике, с одной стороны, и устаревших представлений, сложившихся в сексологии, с другой стороны. Проведенное нами исследование позволило разработать и осуществить следующие принципы гуманизации полового образования в высшей школе.
1. Выбор содержания и технологии обучения должен осуществляться с позиции уникальности каждого студента, что предполагает учет этапа психосексуального развития, индивидуальных конституционально-физиологических особенностей, этнокультурных стандартов, жизненных целей и ценностей, эмпирического социокультурного опыта, внутренней мотивации. Это дает возможность сделать обучение личностно значимым.
2. Содержание учебного курса по медицинской сексологии должно строиться на признании за каждым человеком исключительного права выбора наиболее подходящего ему стиля гендерного поведения. Необходимо уходить от практики, долгое время имевшей место в науке и педагогической деятельности, при которой из всего спектра сексуального поведения в качестве нормативных сознательно или бессознательно педагогом выдвигались лишь те формы, которые соответствовали его индивидуальным особенностям или жизненному опыту. Учитывая интимность сексуальных переживаний, особенно важной является задача гуманистической педагогики на замену внешних ограничений и запретов собственными этическими нормами и установками личности, создание внутреннего локуса контроля.
3. Неправомерно смешивать понятия физиологической и морально-этической нормы в сексологии.
4. Сексуальное поведение человека имеет социальный смысл и атрибутику, а потому его трактовка исключительно генеративными или рекреативными мотивами является недостаточной.
5. Организация учебного процесса должна исходить из того, что обучает не только содержание, но и личность учителя. Важным является уход от «двойной» морали в оценке сексуальности. Должны быть использованы возможности подражания продуктивным социокультурным образцам поведения и деятельности.
6. В процессе учебной деятельности необходимо создание предпосылок для понимания каждым студентом своих психосексуальных особенностей и их коррекции. Это достигается не только содержательной стороной учебного процесса, но и работой педагога по созданию условий для свободного выражения каждым своих чувств и эмоций, эмпатическому пониманию студента, опорой в работе не только на рациональную сферу, но и на процессы, составляющие сферу бессознательного. Важно безусловно положительное отношение со стороны педагога как к личности, так и к учебной деятельности студента.
7. В процессе полового образования должна проводиться целенаправленная работа, направленная на повышение удовлетворяющего личность социального статуса.